8 марта: вспоминаем выдающихся славянских женщин
На улице радостно и неожиданно появилось солнце, и в воздухе сразу запахло весной. Сердце томится. 8 марта. У всех приподнятое настроение.
В последнее время, наверное, после того, как появилось множество «продвинутых» материалов и статей о предыстории этого праздника, все общество разделилось на два лагеря: тех, кто за празднование Женского дня, и тех, кто против. Есть еще третья сторона, которой все равно, что за праздник, главное, отметить.
Хочется относить себя к людям просвещенным, но тогда мне придется признать, что 8 Марта – праздник феминисток-революционерок, и гневно бросить свои тюльпаны в лицо недоумевающему мужу. И присоединиться к гневным выпадам феминизирующих приятельниц (или тех, кого некому поздравлять в этот день), что получать цветы и конфеты именно 8 марта – это пошло и оскорбительно. И что почему-то мужское внимание (которое у кого-то подразумевает и мытье посуды и полов мужчинами, и приготовление ими праздничной яичницы и прочие «трудовые подвиги») означает, что тебя любят только в этот день и больше никогда. Но ведь праздник-то он потому и ожидается с нетерпением, что он отличается от других дней. А если получать цветы, комплименты и тортики каждый день, то это станет такой же будничной обыденностью, что вскоре утеряет свою привлекательность.
А, может, нам поступить умнее и наполнить этот день своим, уже новым смыслом? Ведь заменили же в России празднование 7 ноября, как дня революции, на день примирения! Ведь давно уже 8 марта ассоциируется не с Кларой Цеткин, а с праздником всех женщин, как носительниц и муз любви, радости, весны? А если уж и ассоциировать Женский день с какими-то выдающимися женщинами, то разве нам некем гордиться или некого вспомнить?
Например, устроительницу Древне-русской земли, мудрейшую из женщин, по словам летописцев, княгиню Ольгу, первую женщину-христианку, которая на свои деньги построила первый христианский храм на Руси.
Или единственную в нашей истории женщину-составительницу летописного свода, дочь князя черниговского Марью Михайловну. Она описала тяготы и ужасы монгольского завоевания, рассказывая об истории своего княжества в 20-40-х гг. XIII в. Под пером талантливой женщины-летописца драматическая судьба ее семьи предстала, как малая часть масштабной национальной трагедии.
Вообще, бегло просмотрев литературу, рассказывающую нам о судьбах великих славянских женщин, я поразилась, как мало мы знаем о тех, кто был до нас, как скрыты от нас изумительные образцы настоящей славянской женщины! Мы все перемалываем кости какой-то Розе Люксембург, еврейке польского происхождения, не имеющей ни семьи, ни детей, любовнице сына своей подруги Клары, но, несомненно, «великой коммунистке и орлу революции», по словам Ленина. И совсем не понимаем, что она не имеет ничего общего со славянским женским характером.
Славянская женщина – это Наталия Долгорукова, дочь графа Шереметьева, сподвижника Петра.
Воспитанная в роскоши и только вступившая в брак, она последовала за своим опальным мужем в Сибирь, смиренно приняв и острог в глухом Березове, и жесточайший надзор, и смерть детей во младенчестве. Наталия пережила казнь своего любимого. За 26 дней счастья она заплатила 40 годами страданий и завершила свой путь в Киевском Флоровском монастыре, приняв монашеский постриг с именем Нектария. Ее жертвенная любовь восхитила современников и осталась в памяти потомков, став примером для многих славянских женщин.
Славянский характер – это княгиня Дарья Христофоровна Ливен, вошедшая в историю как «первая русская женщина-дипломат», выдающаяся «светская львица» первой половины XIX века, разведчица российского правительства в Лондоне и Париже, прозванная «дипломатической Сивиллой».
Юная Дарья была пожалована во фрейлины, и императрица хотела выдать ее за графа Аракчеева, но девушка ужаснулась от такого жениха, и в результате ее мужем оказался 26-летний красавец - граф Христофор Андреевич Ливен, любимец императора Павла I, военный министр. От него Дарья родила 6 детей, двое из которых умерли от скарлатины в детстве, что тяжело подкосило эту удивительную женщину, но не сломало. По утверждению историков, «никогда ещё иностранка не получала столько сведений об английском обществе из первых рук и не обладала в нём большим влиянием». Полученные сведения графиня Ливен передавала своему супругу либо направляла дипломатической почтой на родину брату, в Санкт-Петербург. Известно, как император Александр I в письме к министру иностранных дел, шутя, сетовал, что графиня Ливен носит юбки — из неё вышел бы блестящий дипломат.
Славянская женщина – это Софья Ковалевская, математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики.
В юность Софьи поступление женщин в ВУЗы России было запрещено. Она могла продолжить обучение лишь за границей, но заграничный паспорт можно было получить только при наличии разрешения родителей или мужа. Отец Софьи разрешения не дал, поэтому Софья инициировала фиктивный брак с молодым учёным Владимиром Ковалевским. Ковалевский даже не подозревал, что в результате влюбится в свою фиктивную жену, и их семья, где родится дочь, будет по-настоящему счастливой.
...После самоубийства своего мужа, страдающая Софья написала ряд художественных произведений, высоко оцененных критиками, где в уста своих героинь вложила свои мысли о всемогущей силе любви, которая требует, чтобы любящие души всецело отдались друг другу.
А вот еще одна воистину славянская женщина – княжна Вера Игнатьевна Гедройц – доктор медицины, одна из первых в России женщин-хирургов и первая женщина в мире, получившая звание профессора хирургии и возглавившая хирургическую кафедру, георгиевский кавалер, герой Русско-японской войны, поэтесса и прозаик.
Во время русско-японской войны 1905 года она добровольно отправилась на фронт в качестве хирурга санитарного поезда Красного Креста. Она одна из первых в истории медицины начала делать самостоятельно разработанные полостные операции в военно-полевых условиях, спасая жизни сотни пациентов. Она обучала работе сестер милосердия императрицу Александру Фёдоровну и ее дочерей Ольгу и Татьяну, которые затем ассистировали ей при операциях в качестве рядовых хирургических сестер.
...Умерла Вера Гедройц от рака без права на пенсию. В ее архиве было найдено письмо профессора Цезаря Ру, в котором тот завещал ей кафедру хирургии Женевского университета…
Первой женщиной пилотом-испытателем тоже была славянка, Любовь Голанчикова.
Уже будучи известной профессиональной актрисой, она знакомится с лётчиком-пионером российского воздухоплавания Михаилом Ефимовым и получает приглашение «прокатиться» на аэроплане. В результате – восторг от полета и неимоверное желание научиться управлять летающей машиной. И уже через два года «воздухоплавательная Тамара», как она поэтично о себе говорила, поднялась на высоту 2200 м. После этого полета имя Голанчиковой стало всемирно известно: это был мировой рекорд высоты для женщин, установленный славянской летчицей.
Еще одним примером удивительной женской судьбы является жизнь Дины Соломоновны Волкац — участницы Великой Отечественной войны, специалиста по подготовке собак МРС (минно-розыскной службы). Юная 18-летняя девушка, ушедшая после второго курса Харьковского театрального училища на войну, со своей любимой собакой… Первая и единственная женщина-командир в этой службе во время войны сумела подготовить первую в Красной Армии собаку-диверсанта Дину: пёс-миноискатель Джульбарс за время службы обнаружил 7 тысяч мин и 150 снарядов, а после войны снялся в фильме «Белый клык». На войне Дина Соломоновна встретила свою любовь, тоже минера-подрывника Александра Мазовера, с которым прошла всю войну и прожила всю оставшуюся жизнь.
А судьба леди-капитана Анны, как называли зарубежные журналисты Анну Щетинину, первую в мире женщину-капитана дальнего плавания?
Окончив техникум, она работала на Камчатке, пройдя путь от простого матроса до капитана. В 24 года Анна получила диплом штурмана, а в 27 лет стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания. Миловидная девушка с толстой косой совершала тяжелейшие «мужские» рейсы через Охотское море, из которых всегда выходила победительницей благодаря своей настойчивости и профессионализму. На весь мир она прославилась в 1935 году, проведя свой корабль «Чавыча» через полярные льды на Дальний Восток. Война застигла Анну на Балтике, где под бомбежками она эвакуировала население Таллинна и перевозила стратегические грузы. Ее муж, Николай Кавичев, был репрессирован, реабилитирован и вскоре после войны скончался на руках у Анны. Во Владивостоке на Морском кладбище установлен памятник Анне Щетининой...
А «мать детских театров мира», Наталия Ильинична Сац? Первая в мире женщина-оперный режиссер, основатель и руководитель шести детских театров, в числе которых и первый в мире драматический театр для детей, и первый в мире музыкальный театр для детей. Ее детство пришлось на гражданскую войну, смерть отца (известного композитора) вызвала отчаянное желание продолжить его дело.
Первый в России, да и в мире, детский театр рождался в то сложное время долго и трудно. Он располагался в практически аварийном и жутко холодном здании кинотеатра "АРС", где актеры-энтузиасты репетировали в шубах, валенках и варежках, сами перекрывали текущую крышу. А все постановки шли на «ура».
…В красном плаще, перчатках и изящной шляпке, привезенных из Парижа, Наталия Сац была арестована ранней осенью 1937 года и помещена в Бутырскую тюрьму как «изменница родине», «политическая шпионка», «жена врага народа» с приговором – пять лет лагерей. Но и в лагерях ГУЛАГ эта выдающаяся женщина создала самодельный оркестр и театр. Находиться в Москве после реабилитации она разрешения не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в эвакуации находились многие ведущие артисты того времени. Внуки и правнуки звали ее «Наташа», даже когда ей стукнуло семьдесят. С ней можно было лазить по горам, шить сказочные костюмы, строить песочные замки, разыгрывать спектакли: она была подобна волшебной фее…
Это всего лишь вырванные фрагменты из потрясающих славянских женских судеб – читать о них можно часами. И таких женщин на Руси было и есть, и я уверена, будет немало. Разные их пути, но одно есть, безусловно, общее - поразительная сила духа, перед которой нельзя не преклоняться! Если славянская женщина любит, то безраздельно и бесконечно, если отдается какому-то делу, то безоглядно и всецело, если жертвует, то бескорыстно и навсегда. Любить – так любить, стрелять – так стрелять! Так что, да здравствует удивительная и неповторимая, необъяснимая и загадочная славянская женщина! Мужчины – шляпы долой!
Рекомендовать:
Жанчына – сасуд бяз дна...
Дакладней – Сусвет сусветаў.
Сам Бог у яго віна
наліў, каб натхняць паэтаў.
Заблудзяцца ночы ў днях
у пошуках апахмелкі...
Жанчына – сасуд бяз дна
для тых, хто душою нямелкі.
Камусьці – фрагмент рабра,
узноўлены для Адама...
А мне – акіян святла –
Каханая, Муза, Мама.
(Эдуард Акулін)
***
Ёсць звон ручая, ёсць свежасць рос,
ёсць веліч вяршыні горнай.
I ёсць яшчэ адно з дзівос,
гэта — жаночая гордасць.
Яна — не прыхамаць, не капрыз,
не д'ябальская забава.
Глянуць адчужана зверху ўніз —
святое жаночае права.
Ёсць нешта ў ёй ад гор і зор.
Ды ўсё-ткі зямны яшчэ болей
позірк яе, яе дакор —
аснова зямной любові.
Ёсць ветра бег, ёсць каханне наспех,
смех, грубы ў сваёй прыроднасці...
Самы вялікі мужчынскі наш грэх —
грэх супраць ясаночай гордасці.
(Анатоль Вярцінскі)
***
Жанчыны ўмеюць чакаць,
Жанчыны ўмеюць кахаць,
Многае ўмеюць жанчыны.
Пяшчотны іх шчэбет птушыны,
Што чуць пашчасціла мне,
I вас няхай не міне.
He трэба жанчыну гнявіць,
Жанчыну трэба любіць,
Любіць аддана і смела,
Каб музыка ў свеце гучэла,
Што ачышчае наш дух,
Якая толькі на двух.
Перад жанчынай, як сыч,
He будзь. He стагні і не хныч,
Калі ты сапраўдны мужчына.
Як нават жыццё запярчыла —
Ёй не заменяць казкі
Тваёй пяшчоты і ласкі.
Жаночых надзей не руйнуй.
Жанчыну раўнуй не раўнуй —
Сама ва ўсім разбярэцца.
Глядзі, як шчасліва смяецца
Жанчына. I здзіўлены свет
Зайздросна глядзіць ёй услед.
Прайшла, апякла і растала,
I сумна навокал стала,
Сіроча ў свеце зусім.
З жанчынамі свет не старэе,
Ён маладзее, дабрэе,
I, ўрэшце, нас дорыць ім.
I мы іх любім і любім,
За што — пра гэта не трубім,
Між іншым навошта трубіць?
Жанчыну трэба любіць,
Любіць аддана і смела,
Каб музыка ў свеце гучэла,
Што ачышчае наш дух,
Якая толькі на двух!
(Анатоль Грачанікаў)